Как кидают лохов при покупке компьютеров

 

Автор: Shadow of Darkness

...продавец, в старых традициях испанской инквизиции, начинает тебя пытать, что бы ты хотел, какой суммой располагаешь (это будет основной вопрос)...

...Для тебя материнская плата "MegaOtstoy" и "Asus" - одно и то же, только ты никак не возьмешь в толк, почему одна из них стоит 50, а другая 150 у.е...

...Так что не особо раскатывай губенки на получение крутых скидок. Скидка не для тебя, скидки для оптовиков...

...и когда ты заметишь подлог, то изменить ничего не сможешь, так как продавец будет утверждать, что он такого не делал, сделать не мог, да и вообще это сделал ты и сейчас тебя вообще в тюрьму отправят...

Итак, наконец настал тот прекрасный день, когда ты или твои родители решились купить компьютер (ну или какой-нибудь прикольный девайс к нему). Что же ты делаешь? Сначала ты просматриваешь все попавшиеся под руку газеты в поисках объявлений компьютерных фирм. Сравниваешь цены, подбираешь конфигурацию, смотришь на изготовителей комплектующих и так далее. Потом ты обзваниваешь понравившиеся тебе варианты. Вот тут-то и начинаются разочарования. При звонке в фирму цена компьютера несколько отличается от цены в рекламе. Вот тебе и первая шалость продавцов. Да, цена в рекламе реальна и она может присутствовать в прайс-листе, но это может быть и оптовая цена, и цена базовой конфигурации. Ты когда-нибудь, слышал о базовых конфигурациях?

Засада в рекламе

А ты видел рекламу, в которой указывается, что системный блок РII400 стоит приблизительно 300 у.е.? Это истинная правда! Только, как ты думаешь, хорошо ли будет работать системный блок РII400 с 8-ю мегабайтами оперативки, винтом на 1Gb, отсталой видюшкой на 1Mb, да еще и без монитора? У меня лично работоспособность такого системного блока не вызывает сомнений, но вот толку от такой конфигурации я не вижу практически никакого. Но предположим, что при беглом взгляде на рекламу тебя все устроило и, вообще, ты радостно улыбаешься как гуимплен от всего того, что тебе пообещали при разговоре по телефону. И вот настает эта долгожданная суббота (да, именно суббота - компьютеры для дома у нас в другие дни практически не покупают), и ты со всей семьей поехал в компьютерный магазин за дорогостоящей покупкой. Вот тут-то и начинается самое интересное.

С чего начинается развод

Для начала приготовься к тому, что таких семей, как у тебя, в данном магазине будет несколько, а продавцов на всех будет катастрофически не хватать (кому ж охота работать по субботам). Но вот ты подошел к столу для оформления заказов. Вот тут-то, продавец, в старых традициях испанской инквизиции, начинает тебя пытать, что бы ты хотел, какой суммой располагаешь (это будет основной вопрос), что ты на этом компьютере будешь делать (в игрушки играть или в Ворде печатать), и таких вопросов тебе зададут десятка полтора. Но и это еще далеко не все. Дальше пойдут технические вопросы... А какую тебе маму поставить, а сколько мозгов запихнуть, а какой фирмы винт ты предпочитаешь, сколько хочешь скоростей у сидюка, какую видюху? И таких вопросов будет тоже не мало. Тут-то и скрывается вторая шалость. Обычно в каждом магазине есть залежалый товар, то есть качество которого оставляет желать лучшего, а когда ты посмотришь на цену, то не поймешь, цена ли это или номер телефона. Но продавцы всегда с нетерпением ждут семейку, которая совершенно не разбирается в компьютерной технике и комплектующих, дабы спихнуть им этот отстойный девайс. Причем бешенные цены тебе будут объяснять внегалактическим качеством и гарантией на 200 световых лет (забыв поставить гарантийный штампик). Бывает, сотрудник продает что-нибудь из своих личных комплектующих, но об этом обычно предупреждают. Но и это еще не все.

Качество девайсов

Ты разбираешься в комплектующих? Нет... А зря. Для тебя материнская плата "MegaOtstoy" и "Asus" - одно и то же, только ты никак не возьмешь в толк, почему одна из них стоит 50, а другая 150 у.е. Вот и еще одна проблема. Есть такие вещи, которые легко заменить, но есть и такие, которые покупаются надолго (монитор, корпус, материнская плата...), и вот их-то как раз и надо покупать хорошие и качественные. А далеко не все продавцы заинтересованы в этом, да и люди не всегда хотят платить деньги за качество, к сожалению, определяющим фактором до сих пор остается цена. Вот поэтому-то очень часто тебе будут пытаться впарить левак, уговаривая, что он ничем не отличается от крутой фирмы. Бывает и наоборот, когда продавец заведомо пытается впарить тебе самые крутые девайсы, естественно, с самыми крутыми ценами (это его работа, приятель).

Brand'ы

Но хуже всего, когда тебе впаривают "brand name". Я не являюсь сторонником brand'ов (то есть компьютеров известных фирм, таких как Dell, IBM, Compaq...), но стараюсь быть объективным. Дело в том, что "родные" компьютеры являются заведомо качественными, но они практически не поддаются апгрейду, а это существенный недостаток при сегодняшнем росте производительности. Обычно такие компы покупают крупные фирмы, для которых основной критерий - качество, а апгрейдить они их все равно не будут. Да и потом я призываю поддерживать российских производителей. Так что будем считать, что brand'ы не для нас. А теперь вернемся к нашим баранам, в смысле, компьютерам российской сборки. Тем более, что эти компьютеры ничем не хуже. И заострим внимание на конфигурации. Дело в том, что продавцы, порой, заостряют твое внимание не совсем на том, на чем следовало бы. Это, если можно так выразиться, невинная шалость. То есть тебе предлагают взять монитор подешевле, а системный блок получше. Я не берусь утверждать, хорошо это или плохо, это решать тебе, просто на мой взгляд лучше взять поменьше оперативной памяти или объема винта и на этом сэкономить денег, чем экономить на собственном зрении. Я не буду давать советов, что лучше или хуже, это было бы не совсем объективно. Да и потом у меня есть некоторый опыт покупки и продажи как компьютеров, так и комплектующих. Но вернемся собственно к покупке компьютера.

Софт

После того как ты обговорил конфигурацию и оплатил будущую покупку, тебя так ненавязчиво спрашивают о программном обеспечении. Вот тут-то и кроется собственно обман. Сразу оговорюсь, далеко не во всех компьютерных магазинах так происходит, но все же это имеет место быть. Тебе предлагают установить на твой компьютер некоторые необходимые для работы программы. Дело в том, что, как правило, Windows'95/98 входят в комплектацию твоего компьютера, и это никак не должно (теоретически) влиять на цену системного блока. Но когда тебя убеждают заплатить 100 рублей за установку Word'а или Excel'я, то вот это должно вызвать у тебя подозрение. Есть много шансов, что это будет так называемый пиратский софт. Я ничего против пиратов, а тем более против болгарских сборников с программами не имею, да и плохого в этом я ничего не вижу. Но вот наглый обман я не люблю. Любой человек может установить необходимую ему программу на свой компьютер. Заплатил 60 рублей, купил себе диск, да устанавливай, что хочешь. Все просто. Это не стоит тех денег, которых от тебя требуют. Да и потом, если не пробовать, то ничего и не получится. Начинать знакомство с компьютером следует именно с установки необходимого тебе программного обеспечения. Все, что тебе устанавливают, должно быть, либо бесплатно, либо тебе просто обязаны выдать на руки диск с этой программой. Так что, если этого не случается, то можешь быть уверенным, либо у тебя нелицензионный софт, либо на тебе пытается нажиться продавец. Я опять же против этого ничего не имею, но тебе это может и не понравиться.

Скидки

Теперь давай поговорим о скидках. Как правило, продавцы и в рекламе, и в телефонном разговоре обещают тебе скидки, но на деле (при покупке) все оказывается не совсем так. Почему же так происходит? Да просто потому, что для продавца важно, чтобы ты пришел именно к нему в магазин, и он всеми возможными ему способами пытается тебя туда завлечь. Зачем ему это? Это еще проще. Придя в магазин, ты обязательно что-нибудь купишь, не сегодня, так в следующий раз, но магазин останется у тебя в памяти, вот для этого продавцы и стараются тебя заманить к себе. Так что не особо раскатывай губенки на получение крутых скидок. Скидка не для тебя, скидки для оптовиков. А вот наиболее распространенный слух о том, что продавцы часто "разгоняют" процессоры я вынужден развеять. Дело в том, что это невыгодно делать по нескольким причинам:

- Сборщик, а именно он технически может это сделать, расписывается в гарантийном талоне каждого собранного им компьютера. Так что в случае "разгона" он за это и отвечает.

- Компьютеры сейчас не пломбируются, так что конфигурацию можно проверить "не отходя от кассы".

- Компьютерные фирмы начали переживать за свое имя. За это имя многие из них бились не один год, так что терять имя из-за какой-то ерунды им явно не хочется.

Явная подстава

Но не процессором единым жив компьютер. Кроме данного девайса существуют и другие, и хотя их не "гоняют", но подставить на них могут. Про "мамы", "видюхи" и "винты" многого не скажешь, все это легко проверить. А вот сидюки не всегда так же легко проверить. Вообще-то, это явный обман, но доказать его очень сложно. Есть такие CD-ROM'ы, скорость которых определить достаточно сложно. То есть Windows определяет только модель (многие люди могут по модели определить скорость, но не все такие), некоторые тесты показывают противоречивые результаты, то это 2-х скоростной CD-ROM, а по другому тесту - 24-х скоростной и т.д. Единственная отличительная черта - это надпись на "морде" сидюка, но эта "морда", как назло, очень легко снимается. Так вот, обман заключается в следующем. Берется два сидюка (предположим, 32 и 40 скоростные) у них меняются "морды". При покупке компьютера ты выбрал 40 скоростной сидюк, и ты его получишь, по крайней мере, ты будешь уверен, что это так, а особой разницы между 32 и 40 скоростями ты все равно не заметишь. Но это еще не все, на этот привод "забудут" повесить стикер (это специальная наклейка, которую нельзя оторвать и по которой осуществляется гарантия), и когда ты заметишь подлог, то изменить ничего не сможешь, так как продавец будет утверждать, что он такого не делал, сделать не мог, да и вообще это сделал ты и сейчас тебя вообще в тюрьму отправят. В данном случае сделать что-либо действительно сложно, но при покупке следует быть внимательным. Попроси продавца снять крышку с системного блока, лично осмотри все "внутренности", проверь наличие стикеров (если где-то их не обнаружил, попроси наклеить еще один) и сверь все серийные номера с номерами в гарантийном талоне. Это, конечно, не панацея, но все-таки будет надежнее. Продавцы не любят, когда их просят проверить компьютер или снять крышку с системного блока, но отказать тебе они не имеют права. Как правило, фирма об обманах ничего не знает, все это личная инициатива продавца или сборщика, но тебе-то от этого не легче. Но вообще при покупке компьютера следует быть очень внимательным, так как хотя на открытый обман продавцы решаются в редких случаях, но вот "подводных камней" будет достаточно. Перечислить все - просто невозможно, ибо с каждым покупателем может произойти что-то новое (наша торговля так изобретательна), но вот характерные примеры я привел. Что касается комплектующих, то тут все проще, продавцы подавляют тебя интеллектом и просто вынуждают купить то, что им выгодней продать. Я мог бы привести массу примеров, но все они сводятся к простому психологическому воздействию. Когда ты приходишь в магазин, то подсознательно чувствуешь, что продавцы - добродушные высококвалифицированные люди, как правило, так и есть, но нет правила, в котором не было бы исключения. Самый лучший компьютер - компьютер, собранный своими руками. Только в этом случае ты поймешь, что зачем. Да и потом сам процесс покупки комплектующих очень приятен. Ты представляешь себе, как будет выглядеть твой компьютер, какой у него будет корпус, что будет внутри и как это все будет замечательно работать. И, поверь мне, это захватывающее чувство. И действительно это будет самый лучший компьютер. И совсем не обязательно это самый мощный системный блок и самый лучший монитор, просто это ТВОЙ КОМПЬЮТЕР.

Итоги:

1. Перед тем как решиться на покупку компа, спроси своих друзей-профессионалов, какую конфигурацию тебе нужно брать.

2. Запиши все названия комплектующих, которые тебе посоветуют друзья. И в магазине покупай только их, а не ту шнягу, что попытаются тебе впарить.

3. В магазине скажи продавцу: "Да, да, да... Все это я знаю. А теперь заткнись и слушай меня. Мне нужно это, это и это".

4. Когда тебе принесут комп, скажи продавцу, чтобы он снял крышку корпуса и тщательно посмотри на все детали внутри. На них на всех должны стоять гарантийные стикеры.

5. Если тебе предложат купить крутой и суперкачественный Compaq или Dell или что-нибудь в этом духе, посылай продавца вместе с его советами в далекую галактику - от таких сделок выиграет только магазин, т.к. через год тебе придется покупать у них новый комп.

6. Не верь рекламе. Реклама - фуфел - ее задача заманить тебя в магазин. Лучше поспрашивай знакомых, где они покупали свои компы.

Источник: Журнал Хакер

 

 

 

 

 

Copyright 2003 Фурман Стас аkа Фрукт

Сайт создан в системе uCoz